alef (alefalef) wrote in gould_ru,
alef
alefalef
gould_ru

Categories:

гленн гульд. избранное. т.2. Критики.

Критики

«Я советую вашим обозревателям быть более осмотрительными и более разумными, — писал некий молодой немецкий композитор главному редактору одного венского музыкального журнала, в котором раскритиковали его сочинения, поскольку многих композиторов молодого поколения, которых, возможно, ждет большое будущее, подобная критика может напугать». Автором письма был Людвиг ван Бетховен, и его слова отражают взгляды многих артистов на враждебно настроенных критиков.
Критик в роли эстетического арбитра, как мне представляется, не наделен никакой подлинной социальной функцией, у него нет никаких обоснованных критериев для своих субъективных суждений, и несмотря на попытки доказать обратное, на самом деле не существует ни одного весомого доказательства, свидетельствующего в его пользу.В зависимости от природы того общества, которому он служит, пожалуй, можно было бы найти аргументы в его защиту лишь в той мере, в какой он является пропагандистом, — если позаимствовать у Жака Эллюля расширительный смысл этого термина.

Было бы проще говорить об этом, определив роль критика иначе — как человека, стоящего на защите потребительских прав слушателя. Конечно, вполне возможно, используя научные методики, выявить остроту интонации у Натана Мильштейна, ритмическую точность пассажей у Алексиса Вайсенберга, частоту появления квартсекстаккордов у Рихарда Штрауса. Однако следует помнить, что сегодня с помощью компьютерных технологий можно путем внедрения элементов не то что неверных, но связанных с исполнительской свободой, смоделировать любую неточность, любую неровность, любую диспропорцию, и что, следовательно, те категоричные выводы, которые делаются критиками относительно игры Мильштейна, Вайсенберга или Рихарда Штрауса, на самом деле не представляют никакой ценности.

В таком случае, вероятно, критик сумел бы переквалифицироваться в простого сборщика данных, предназначенных для выработки объективных суждений, и решился встать на путь искупления грехов перед обществом, в котором как Бетховен сообщил нам почти два века тому назад — он выступал в качестве морально разлагающей и эстетически разрушительной силы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment